О возможности реализации права на образование в дошкольных учреждениях в условиях вспышек инфекционных заболеваний | Комітет Медичного і Фармацевтичного Права та Біоетики

Головна цитата

Согласно ч. 2 ст. 53 Конституции Украины государство обеспечивает доступность и бесплатность дошкольного образования в государственных и коммунальных учебных заведениях.

Публікація

О возможности реализации права на образование в дошкольных учреждениях в условиях вспышек инфекционных заболеваний

14:46 Пн 05.02.18 Автор : Валах В.В. 952 Переглядів Версія для друку

Данное положение Конституции раскрывается в ч. 2 ст. 3 Закона Украины «Об образовании» (http://zakon2.rada.gov.ua/laws/show/2145-19): в Украине создаются равные условия доступа к образованию. Никто не может быть ограничен в праве на получение образования (!). Право на образование гарантируется независимо от возраста, пола, расы, состояния здоровья (!), инвалидности, гражданства, национальности, политических, религиозных или иных убеждений, цвета кожи, места жительства, языка общения, происхождения, социального и имущественного положения, наличия судимости, а также других обстоятельств и признаков (!). Аналогичное положение содержится и в ч. 1 ст. 9 Закона Украины «О дошкольном образовании» (http://zakon3.rada.gov.ua/laws/show/2628-14).

Как и в предыдущей своей статье, обращаю внимание на положение ч. 9 ст. 3 Закона Украины «Об образовании»: право на образование не может быть ограничено законом (!). Закон (и только закон, а не подзаконные нормативные акты (приказы, письма и т.п.)) может устанавливать особые условия доступа к определенному уровню образования, специальности (профессии).

Далее, ч. 2 ст. 11 того же закона устаналивает, что дети старшего дошкольного возраста ОБЯЗАТЕЛЬНО охватываются дошкольным образованием в соответствии со стандартом дошкольного образования. Т.е. дети в возрасте 5-6(7) лет фактически обязаны получить дошкольное образование в той или иной форме, предусмотренной для такого уровня образования.

Здесь следует указать, что районные, городские советы и советы объединенных территориальных громад ОБЯЗАНЫ ОБЕСПЕЧИТЬ ДОСТУПНОСТЬ дошкольного образования для всех граждан, проживающих на соответствующей территории, и ПРИНИМАТЬ МЕРЫ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОТРЕБНОСТИ в дошкольном образовании (ч. 2 ст. 66 Закона Украины «Об образовании»).

Среди прав детей, гарантированных государством и предусмотренных ст. 28 Закона Украины «О дошкольном образовании», нас в контексте рассмтриваемого вопроса интересуют права на:

1) безопасные и безвредные для здоровья условия содержания, развития, воспитания и обучения. Прежде всего, это защищенность от любой опасности: предметов веществ, людей, различных непредвиденных ситуаций и прочего, что может представлять угрозу здоровью и жизни.

2) защита от любой информации, пропаганды и агитации, наносящей вред его здоровью, нравственному и духовному развитию.

3) защиту от любых форм эксплуатации и действий, которые вредят здоровью ребенка, а также от физического и психологического насилия, унижения его достоинства.

Здесь следует отметить, что многие медицинские работники (и не только) позволяют себе высказывания о том, что якобы «...непривитый ребенок несет угрозу занесения в детский коллектив опасной инфекии и возможности заболевания детей, в первую очередь тех, которые не получили прививок вследствие объективных причин (медицинских противопоказаний к иммунизации).Кроме того, непривитые дети могут стать источником формирования у окружающих привитых детей бактерионосительства (состояния, когда признаки заболевания отсутствуют, но возбудитель инфекций находится в организме). Став бактерионосителями, они в свою очередь в семейном и бытовом окружении представляют угрозу для детей, подверженых инфекционным заболеваниям и трудно их переносят» (см., например, тут: http://bilatserkva-dnz22.edukit.kiev.ua/korisni_posilannya).

К чести Министерства здравоохранения Украины, на его официальном сайте (http://moz.gov.ua) подобная информация отсутствует.

Медицинские исследования, подтверждающие вышеуказанное, также отсутствуют.

В таком случае ПОДОБНЫЕ СУЖДЕНИЯ носят сугубо личный характер, не являются официальной позицией органов государственной власти и местного самоуправления, и, как следствие, могут оцениваться как НАРУШЕНИЕ ПРАВА НА УВАЖЕНИЕ К ДОСТОИНСТВУ ЧЕЛОВЕКА (ст. 297 Гражданского кодекса Украины). В итоге к лицам, допускающием такие безосновательные высказывания, может быть предъвлен иск о защите достоинства и возмещении морального вреда  (ст. 1167 Гражданского кодекса  Украины).

Положение о дошкольном учебном заведении (http://zakon2.rada.gov.ua/laws/show/305-2003-п) предусматривавет ИСЧЕРПІВАЮЩИЙ перечень документов, которые должны подать родители в дошкольное учебное заведение при первичном детей, а именно:

- заявление родителей или лиц, их заменяющих,

- медицинская справка о состояние здоровья с заключением врача, что ребенок может посещать дошкольное учебное заведение,

- справка участкового врача об эпидемиологическом окружении,

- свидетельство о рождении.

В случае, если ребенок не посещад дошкольное учреждение по причине болезни, то ему выдаетс справка формы № 095 /о. Отмечу особо, что п. 9 Инструкции по заполнению справки  (http://zakon3.rada.gov.ua/laws/show/z0696-12/paran2#n2 ) предусмотрено, что в пункте 5 формы № 095 /о, выдаваемой детям, посещающим общеобразовательное или дошкольное учебное заведение, указываются СВЕДЕНИЯ О НАЛИЧИИ ИЛИ ОТСУТСТВИИ КОНТАКТА С ИНФЕКЦИОННЫМИ БОЛЬНЫМИ В ТЕЧЕНИЕ ТРЕХ(!) НЕДЕЛЬ (по данным, уточненным в санитарно-эпидемиологической станцией).

Таким образом, наличие данной справки является документальным потверждением, что контакта с инфекционным больным (в т.ч. коревым)  у непривитого ребенка за последние три (!) недели не было.

Мне уже неоднократно говорили, что сегодня в поликлиниках отказываются выдавать такие справки детям. Моя рекомендация: в письменной форме обращаться к руководству поликлиники с просьбой выдать соответствующий документ. И, в случае отказа, получить письменно такой отказ (который, к слову, вам никто не даст, поскольку такое действие является прямым нарушением норм действующего законодательства и должностных инструкций медицинских работников).

Валах Виктория Владимировна

к.ю.н., доцент, доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин ЭПФ ОНУ имени И.И.Мечникова

адвокат, член Комитета медицинского и фармацевтического права и биоэтики НААУ

Інші публікації автора

Надішліть файл із текстом публікації у форматі *.doc, фотографію за тематикою у розмірі 640х400 та Ваше фото.

Оберіть файл