Ограничение права на образование непривитых детей путем введения дистанционного обучения | Комітет Медичного і Фармацевтичного Права та Біоетики

Головна цитата

Обязанность вакцинации и право на обучение: альтернативное правовое мнение

Публікація

Ограничение права на образование непривитых детей путем введения дистанционного обучения

14:30 Пн 05.02.18 Автор : Валах В.В. 1248 Переглядів Версія для друку

В связи с зафиксированными вспышками кори и, как следствие, сложившейся неблагоприятной эпидемиологической обстановкой в г.Одессе многие родители отказываются делать прививки по тем или иным причинам, которые оставим за скобками.  Давайте рассмотрим возможность реализации права на образование детей, которые не смогут посещать общеобразовательные учреждения.

Согласно ч. 2 ст. 53 Конституции Украины государство обеспечивает доступность и бесплатность дошкольного, полного общего среднего, профессионально-технического, высшего образования в государственных и коммунальных учебных заведениях.

Данное положение Конситуции раскрывается в ч. 1 ст. 6 Закона Украины «Об общем среднем образовании»: гражданам Украины независимо от расы, цвета кожи, особенностей интеллектуального, социального и физического развития личности, политических, религиозных и других убеждений, пола, этнического и социального происхождения, имущественного положения, места жительства, языковых или других признаков обеспечивается доступность и бесплатность получения полного общего среднего образования в государственных и коммунальных учебных заведениях.

Особого внимания заслуживает положение ч. 9 ст. 3 Закона Украины «Об образовании»: право на образование не может быть ограничено законом (!). Закон (и только закон, а не подзаконные нормативные акты (приказы, письма и т.п.)) может устанавливать особые условия доступа к определенному уровню образования, специальности (профессии).

Статья 9 Закона Украины «Об образовании» предусматривает следующие основные формы получения образования являются:

- институциональная (очная (дневная, вечерняя), заочная, дистанционная, сетевая)

- индивидуальная (экстернат, семейное (домашняя), педагогический патронаж, на рабочем месте (на производстве);

- дуальная.

Подробнее о них здесь: http://zakon2.rada.gov.ua/laws/show/2145-19

В общеобразовательных школах (ОШ) детям предлагают дистанционную форму образования. На мой юридический взгляд, введение такой формы образования в сложившихся условиях не имеет под собой достаточной правовой базы. Объясню почему.

Дистанционная форма получения образования - это индивидуализированный процесс получения образования, который происходит в основном с опосредованным взаимодействием удаленных друг от друга участников образовательного процесса в специализированной среде, функционирующей на базе современных психолого-педагогических и информационно-коммуникационных технологий (п. 4 ст. 9 Закона об образовании).

Отмечу, что основной формой обучения в ОШ является очная дневная. Дистанционная же является альтернативной.

В частности, ОШ МОГУТ (!) создавать в своем составе классы (группы) с дистанционной формой обучения С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ (ч.3 ст.8 Закона Украины «Об общем среднем образовании»).

В Положении о дистанционном обучении (http://zakon2.rada.gov.ua/laws/show/z0703-13) говорится о том, что Дистанционное обучение организуется для учащихся (воспитанников), которые:

1) по каким-либо причинам (состояние здоровья, проживание за границей пешеходной доступности ОШ, чрезвычайные ситуации природного или техногенного характера, военный конфликт, проживания (пребывания) за границей (для граждан Украины), на временно оккупированной территории Украины или в населенных пунктах на территории которых органы государственной власти временно не осуществляют или осуществляют не в полном объеме свои полномочия и т.д.) не могут посещать учебные занятия в ОШ;

2) по результатам последнего годового оценивания учебных достижений овладели программный материал соответствующего класса на высоком уровне (10, 11, 12 баллов) (п. 2.4).

Отмечу, что кажущееся на первый взгляд соответствие такой причины, как состояние здоровья, возможности перехода на дистанционное обучение, не выдерживает никакой критики. Во-первых, запрет на посещение детских учреждений установлен нормой закона – статьей 15 Закона Украины «О защите населения от инфеционных болезней», а не обусловлен состояние здоровья ребенка. Во-вторых, для зачисления ученика в ОШ родители или лица, их заменяющие, подают заявление, копию свидетельства о рождении ребенка, медицинскую справку установленного образца №086-1/0, личное дело (п. 22 Положения об общеобразовательном учебном заведении (http://zakon3.rada.gov.ua/laws/show/778-2010-п)). Именно сведения, которые содержатся в справке формы №086-1/0, подтверждают факт нормального состояния здоровья ребенка.

Подпункт 4.1. указанного Положения о дистанционном обучении уточняет, что в ОШ использования технологий дистанционного обучения ориентировано, прежде всего, на следующие категории учащихся (воспитанников):

- лица с особыми потребностями;

- одаренные дети и молодежь, которые способны самостоятельно или ускоренно освоить учебные программы;

- лица, проживающие в географически отдаленных и труднодоступных к ОШ населенных пунктах;

- ученики вечерних школ, которые по условиям труда находятся длительное время за пределами населенного пункта, где расположена ОЗ, и ученики, которые по семейным обстоятельствам (декретный отпуск и т.п.) не могут систематически посещать школу;

- лица, желающие получить дополнительные знания параллельно с обучением в школе;

- лица, готовящиеся к поступлению в ВУЗ;

- граждане Украины, которые временно или постоянно проживают за рубежом.

Терминологически понятие «детей с особыми образовательными потребностями» действующим законодательством не определено.

Так, приказ Министерства образования и науки Украины № 691 от 2 декабря 2005 года «О создании условий для обеспечения права на образование лиц с инвалидностью» оперирует данным термином, подразумевая под ним детей с ограниченными физическими возможностями. Т.е. это дети, имеющие определенные отклонения в развитии, которые не дают им возможности пользоваться образовательными услугами, предоставляемыми школами в местной громаде.

Имеют ли непривитые дети такие «особые образовательные потребности»? Однозначно НЕТ.

Как указано в п.п. 4.2. Положения о дистанционном обучении, технологии дистанционного обучения могут использоваться ОШ при проведении занятий по сети Интернет во время карантина. Однако и карантин у нас не введен.

Таким образом, введение дистанционного обучения для непривитых детей не имеет соответствющего правового обоснования и, как следствие, такие дети ограничиваются в реализации права на образование в смысле, определенном Конституцией Украины и ст. 3 Закона Украины «Об образовании».

Валах Виктория Владимировна

к.ю.н., доцент, доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин ЭПФ ОНУ имени И.И.Мечникова

адвокат, член Комитета медицинского и фармацевтического права и биоэтики НААУ

 

Інші публікації автора

Надішліть файл із текстом публікації у форматі *.doc, фотографію за тематикою у розмірі 640х400 та Ваше фото.

Оберіть файл